Советы и приемы для создания ситуации успеха

1. Похвала

Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон отношений. Студент может слышать из уст преподавателя «лентяй», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу студента чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить студенту веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. Авансирование

Речь идет о тех случаях, когда преподаватель заранее предупреждает обучающегося о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний.
Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет студент сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с педагогом подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

3. «Холодный душ»

На занятии у способных студентов можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие студенты очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями однокурсников, преподавателей. Ахиллесова пята этих студентов – быстрое привыкание к успеху, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких студентов педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

4. «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых студент, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга преподавателя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать студента, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.